Определение

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), невроз навязчивых состояний – это тревожное расстройство, при котором человек ощущает нежелательные навязчивые мысли, которые постоянно прокручиваются у него в уме и/или человек ощущает необходимость выполнять определенные действия и ритуалы, которые не имеют никакого рационального объяснения. Зачастую присутствует и навязчивое, и компульсивное поведение, но иногда проблема ограничивается тем или другим.

Здесь нас не слишком волнует точное определение этого расстройства, которое дается в руководстве DSM-IV. Вместо этого я хочу обсудить некоторые виды мыслей и поведения, с которыми вы можете столкнуться в своей практике. Эта глава нацелена на то, чтобы предложить вам несколько практических способов помочь детям, которые имеют симптомы, даже если им и не поставлен полноценный диагноз ОКР. Для того, чтобы поставить диагноз ОКР, необходимо, чтобы проблемное поведение проявлялось в течение более часа в день или существенно нарушало нормальный ход повседневной жизни. Взрослые люди, страдающие ОКР, осознают, что их поведение неразумно – но это далеко не всегда бывает верным у детей.

До сих пор ученые не открыли гены, которые отвечали бы за возникновение ОКР, но скорее всего, генетика все же играет здесь определенную роль, так как это расстройство часто является наследственным. Но наследственная предрасположенность носит общий, а не конкретный характер. Другими словами, у человека, родители которого страдали от определенной разновидности ОКР, будет предрасположенность к этому состоянию, а не такие же его проявления. Конечно, может быть верным и то, что поведение усваивается ребенком не генетически, а на основе наблюдения за родителями.

Мы ожидаем дальнейших результатов исследований, но похоже, что ответ кроется в обеих этих сферах и что свою роль играет как генетический, так и поведенческий фактор. Другое направление исследований указывает на то, что не исключено наличие определенной связи между возникновением этого заболевания и уровнем серотонина. Эти выводы основаны на наблюдениях, подтверждающих: повышение уровня серотонина до определенной степени облегчает это состояние. Однако далеко не все успешно реагируют на подобное лечение. Определенную роль при внезапном возникновении ОКР у детей может играть и стрептококковая инфекция, указывая на возможную связь с аутоиммунными проблемами. В подобных случаях позитивное действие может оказать раннее лечение антибиотиками.

Обсессивно-компульсивные мысли и поведение часто являются аспектами других расстройств, к примеру, синдрома Туретта, тиковых расстройств, трихотилломании, расстройств аутистического спектра, нарушений пищевого поведения и синдрома дисморфофобии.

Существует также состояние, которое носит название «обсессивно-компульсивное расстройство личности», которое, как ни странно, не означает, что у человека наблюдается ОКР как таковое. Это состояние указывает на определенный набор личностных качеств, которые приводят к тому, что человек становится жестким и негибким, проявляет перфекционизм в мышлении и уделяет чрезмерное внимание правилам и спискам.

Частые навязчивые мысли, желания, образы, страхи и тревоги

  • Страх, что сам человек или другие могут пострадать дома при обычных обстоятельствах (к примеру, от шампуня или бытовой химии).
    • Страх загрязнения пылью, микробами или инфекцией.
    • Навязчивая потребность наводить порядок, чтобы не случилось чего-то ужасного.
    • Навязчивые  богохульственные  или  непристойные  мысли,  слова  или  образы,  которые беспокоят человека.
    • Страх, что пациенты могут нанести вред окружающим, особенно тем, кого они любят.
    • Постоянная потребность в заверениях на тему того, что они в безопасности, что они или близкие им люди не заболеют/не умрут или что не произойдет никакой катастрофы/не произошло никакой катастрофы.
    • Навязчивый счет или чрезмерная одержимость счастливыми или несчастливыми числами, датами или формами.
    • Чрезмерная одержимость процессами мочеиспускания или дефекации.

Компульсивные действия

Это относится к людям, которые ощущают потребность выполнять какие-то действия, как правило, многократно их повторяя. Зачастую эти действия необходимо выполнять в строгой последовательности и определенное количество раз или в определенное время, или определенным способом. Если человека прерывают, ему необходимо начать все сначала. У человека наблюдается тревожность, иногда очень сильная, которая облегчается только через выполнение действий или ритуалов. Иногда тревожность носит общий характер, а иногда она относится к определенному страху, к примеру, страху, что любимый человек умрет, если не выполнить определенные действия.

Часто встречающиеся компульсивные действия или ритуалы:

  • Человек постоянно моет, проверяет или сортирует вещи.
    • Навязчивые повторяющиеся прикосновения к предметам/постукивание по предметам.
    • Действия, связанные с избеганием «опасных» или «заразных» веществ (зачастую это могут быть обычные безвредные бытовые вещества) или стремление как-то компенсировать невольный контакт с ними.
    • Человек постоянно испытывает потребность проверять, закрыты ли двери в доме или в машине, ровно ли расположены ручки ящичков в шкафах.
    • Человек надевает одежду в определенном порядке.
    • Навязчиво повторяет слова или фразы.
    • Становится  таким  образом,  чтобы  ступни  смотрели  в  определенном  направлении,  или выкладывает свои вещи в определенном порядке и не разрешает никому к ним прикасаться.
    • У пациентов может наблюдаться навязчивый перфекционизм, который ведет к тому, что он несколько раз переписывает домашнее задание, чтобы оно было идеальным – или человек вообще не берется его выполнять, так как боится, что не сможет сделать его идеально.

Описанные выше примеры могут представлять собой одно действие, серию повторяющихся действий или даже очень сложные и затратные по времени ритуалы, которые часто служат проблемой для остальных членов большой семьи. Несложно представить себе, что даже задача доставить в школу вовремя ребенка, который соблюдает определенный ритуал умывания или постоянно что-то перепроверяет, может оказаться большой проблемой как для родителей, так и доля других членов семьи. А это, в свою очередь, ведет к повышению уровня тревожности у ребенка.

Подходящие для гипнотерапевтического лечения цели

Обсуждая лечение навязчивого и компульсивного поведения с родителями, всегда стоит проявлять осторожность. Обсуждение необходимо сконцентрировать не на возможности полного излечения, а на возможности сделать поведение более управляемым и менее выраженным. Безусловно, чтобы быть полностью уверенным, что симптомы не вернутся позже, за ребенком нужно затем наблюдать в течение нескольких лет. Тем не менее в моей практике было немало детей, которые не демонстрировали никаких симптомов в течение долгого времени после окончания лечения. Я обнаружила, что лечение ОКР оказывается гораздо более эффективным в тех случаях, когда навязчивые состояния еще не стали слишком сильными. Следовательно, лучше начать лечение в молодом возрасте, нежели предполагать, что ребенок «перерастет», как иногда уверяют родителей окружающие.

Использование прямых и непрямых внушений

Я обнаружила, что очень часто дети отлично реагируют на простые скрипты, в которых содержатся как прямые, так и непрямые внушения, в зависимости от того, какие негативные эмоции связаны с мыслями. Я всегда включаю псевдоориентирование во времени (известное в НЛП как «подстройка к будущему») совместно с встроенными командами для ребенка вести себя нормально и естественно в повседневных ситуациях, в которых они ранее испытывали нежелательные мысли или навязчивые действия. Я всегда применяю во время первой сессии и внушения для усиления эго, если нет уважительной причины этого не делать. Пример подобного скрипта – «Капсула времени в будущее», и его можно легко адаптировать для работы практически с любыми видами навязчивых мыслей или компульсивного поведения, которые могут наблюдаться у ребенка.

Забери у мыслей силу

Еще один подход, который подходит как для первой, так и для последующих сессий – это вмешательство, призванное отобрать у мыслей силу (Эриксон (1998) называет это депотенциированием мыслей). Для этого применяются различные визуальные или слуховые мысленные упражнения/упражнения НЛП, которые можно включить в разговор, собирая информацию о ребенке перед сессией. Затем их можно повторить уже в теле самого скрипта, к примеру, «Уменьши силу нежелательных мыслей», но уже в более формальном трансовом состоянии.

Метод

Установите нежелательную мысль и получите о ней как можно больше информации на языке, который привычен ребенку. Она существует в виде слов, образов, ощущений или их комбинации? Она связана с определенными ситуациями, людьми, действиями, настроениями и т.д.? Если она сопровождается ощущением, где оно находится? (Иногда, когда мы задаем вопрос «Откуда ты знаешь, что ты расстроен… ты знаешь это в своем животике, ты знаешь это в голове или где-то еще», мы можем получить искомый ответ).

Вербальные мысли

Если мысль существует в словах, пусть ребенок услышит ее, и затем можно поэкспериментировать с тем, как он ее слышит. К примеру, можно попросить ребенка сделать ее громче или тише, услышать ее в виде шепота или крика, произнесенную по-дружески или злобно. Можно спросить ребенка, слышит ли он мысль в виде слов или в виде песни, произносится ли она детским или взрослым голосом? Ваш набор вопросов ограничен только вашей же способностью их придумывать!

После каждого вопроса дайте ребенку время услышать эту мысль в голове и поэкспериментировать с ней, чтобы понять, в каких случаях она звучит лучше, а в каких – хуже. Вы можете перемежать разговор такими ремарками: «Могу поспорить, что сейчас ее гораздо легче игнорировать». Ведите записи, чтобы понять, в каких случаях мысль действует на ребенка слабее – позже вы сможете воспользоваться этой информацией в состоянии транса. Всегда включайте в перечень мультяшный голос, который заставит мысль звучать глупо. Вы нацелены на то, чтобы лишить эту мысль силы, а потому чем глупее она будет звучать, тем лучше. Может быть, ребенок сможет пропеть себе эту мысль на свой любимый мотив.

Помните: все это ребенок проделывает мысленно. Но некоторым детям нравится произносить это вслух, особенно если можно кричать! Вы можете даже попросить ребенка прокричать что-то в ответ мысли, к примеру, «Уходи прочь, глупая мысль!». Следуйте тому, что предложит сам ребенок, и не отказывайтесь, если он предложит что-то грубое, потому что если ребенок начнет воспринимать эту мысль как смешную, он уменьшит ее власть над собой. В конечном итоге ваша цель – дать человеку возможность контролировать то, что раньше контролировало его. Вы можете попросить ребенка протянуть руку и уменьшить у мысли звук, или даже выключить ее совсем. Можно попросить его потренироваться делать это каждый раз, когда мысль снова будет появляться. Воспользуйтесь теми идеями, которые предлагает сам ребенок, так как они, как правило, являются более изобретательными, осмысленными и уместными, чем ваши собственные.

Визуальные образы

В случаях, когда мысль приходит в виде нежелательного зрительного образа — к примеру, ребенок видит, что серьезно заболел, или визуализирует возможные катастрофические последствия того, что он забудет выключить свет или выровнять дверную ручку — вы можете предложить ему поиграть с образами. Это будет полезно, так как вы поощряете ребенка встретиться лицом к лицу с образом и делать это на своих условиях, нежели верить: образ настолько ужасен и пугающ, что ему необходимо повиноваться любой ценой. Включая идею «давай поиграем с этой картинкой», вы скрыто показываете ребенку, как он может взять на себя управление образами, а не находиться в их власти.

Как и в случае с вербальными мыслями, описанными выше, важно установить, какой аспект образа (субмодальность, если оперировать терминами НЛП) делает образ более пугающим. Для этого нужно поэкспериментировать с образом. Попросите ребенка вызвать образ в уме, а затем задайте вопросы. Какого он цвета – белого или черного? Он маленький или большой? Он далеко или прямо перед твоим лицом? После каждого ответа попросите ребенка изменить образ и обратить внимание, становится ли он лучше или хуже.

Вы можете обнаружить, что образ оказывает на ребенка гораздо меньше влияния, когда ребенок помещает его вон туда на стену, делает его меньше, раскрашивает его в желтый цвет, поворачивает вверх ногами или превращает в мультяшную картинку. Мы поощряем ребенка превратить это в игру, в которую можно играть и дома, когда появляются образы. Подобный подход позволяет ребенку воспринимать образ или мысль гораздо проще и в то же время установить над ним определенный контроль. Применяя тщательно подобранные слова, вы можете внушить ребенку, что мысль будет теперь приходить реже – а может и вообще не прийти. Обратите внимание на разницу между «Ты можешь поиграть в эту игру с образами в уме каждый раз, когда они будут приходить в твою голову» и «Ты можешь играть в уме в игру с любыми образами, которые могут осмелиться прийти в твою голову».

Производя в ходе беседы подобные действия, вы получаете информацию, которой сможете воспользоваться позже (ведь нет смысла делать ребенку внушение по поводу того, чтобы он раскрасил картинку в белый или черный цвет, если это не вызывает никакой разницы или даже делает ситуацию хуже). Кроме того, ребенок может уже во время беседы уменьшить силу нежелательных мыслей всего за 5 или 10 минут, и все, что вы будете делать после этого, будет представлять собой только усиление.