• Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью.
  • Да, это Я, — ответил Бог.
  • А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
  • У меня можно купить все, — прозвучал ответ.
  • В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помеще­ние за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

  • И это всё?! — воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
  • Да, это всё, — ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Опять же, эта мысль хорошо знакома спортивным трене­рам, но в бизнесе мы часто не задумываемся об этом. Узнать о правильном поведении — дело нескольких минут, а наработ­ка поведения в соответствии с этим знанием может длиться годами! Часто непонимание масштабов пропасти между зна­нием и поведением приводит к очень нехорошим последстви­ям в виде всяческих комплексов и прочих интересных задач для психотерапевта: «Да что же я такой тупой! Я же знаю, что не надо отвлекаться на мелочи, когда я работаю над важной за­дачей, почему же я отвлекаюсь?»

Процесс изменения своего поведения (даже если вы очень- очень этого хотите) будет далеко не тривиальным. Мало того, он потребует времени. И не того времени, о котором мы ноем, что нам его не выделяют или нам его не хватает, а настояще­го, которое существует вне зависимости от того, что мы вообще делаем. Времени как одной из переменных во всех законах фи­зики, которое все лечит, если верить народной мудрости, и уби­вает все хрупкое, если верить Талебу.

В каком-то смысле формирование нового образа жизни на­поминает процесс восстановления после операции. Например, имплантации зуба.

Если вам нужно поставить себе имплантат, будьте готовы, что это не произойдет слишком быстро, даже если вы не будете прокрастинировать эту задачу. Технологически процесс уст­роен так, что нужны длительные временные отрезки, на протя­жении которых организм адаптируется к изменениям. В моем случае сначала удалили зуб: 15 минут работы и три месяца ожи­дания, пока заживет. Потом посмотрели, как идет процесс за­живления, и решили подождать еще немного (пять минут работы и три месяца ожидания). Потом вкрутили имплантат (на сним­ке) и добавили костной ткани: 20 минут работы и три месяца ожидания, пока кость примет костную ткань и имплантат.

Но это упрощенная аналогия. Очень хорошо процесс изме­нения образа жизни охарактеризовал Тони Крэбб в своей книге «Безумно занят».

Чтобы изменить свой образ жизни, нужно сделать нечто большее, чем признать справедливость чьих-то аргумен­тов, — нужно раскачать свои глубинные убеждения.

В случае имплантата процесс удаления мешающего зуба или его остатков — дело нескольких минут, большую часть из кото­рых вы ждете, пока подействует анестезия. Но если речь идет об убеждениях и вы не строите их с нуля на ровном месте, заме­на существующих убеждений на новые — это очень непростая задача.

Буддисты очень часто прибегают к аналогии с растениями и семенами. В духе буддийской традиции можно сказать так: все, что я могу сделать, — это посадить семена своих будущих результатов, а потом создать и поддерживать условия для того, чтобы они взошли и дали свои плоды. И, возможно, ана­логия с семенами и растениями будет больше напоминать те процессы, которые происходят при изменении собствен­ного поведения, особенно если представить, что сначала нам приходится выкапывать ненужные сорняки, чтобы посадить желаемое растение. Но сорняки все равно будут регуляр­но напоминать о себе и растения нужно будет пропалывать (а не поучать: «Просто не позволяйте сорнякам расти рядом с вами»).